Кейс. Ярким пятном в моей практике запомнился случай, когда от руководителя для меня пришел запрос на сокращение времени собраний команды. Каждая встреча всем составом команды длилась не менее полутора часов, а чаще больше. Все присутствующие оценивали эти встречи как бесполезные, но вопросы возникали и нужно было находить на них ответы.
Было решено о моем присутствии на регулярной встрече. Повестка встречи была совмещенной – ретроспектива и следующее за ним планирование. Очевидно, что для успешного совмещения этих двух целей должны быть уже внятно поставленные процессы работы такого собрания.
Со слов руководителя было ясно, что это не так и мы приняли решение зайти «в открытую». Руководитель представил меня как эксперта по командной работе и озвучил свою боль – «мы долго и неэффективно ведем встречи».
Я уточнила, все ли считают это проблемой? Большинство подтвердили. Я продолжила открытый диалог: «Раз уж вы согласились, что проблема есть и пока никто не взялся решить ее, то понаблюдаю со стороны, не вмешиваясь, а вас прошу все делать как обычно. В конце встречи я дам обратную связь».
Присутствие наблюдателя не могло пройти бесследно и где-то на 7-ой минуте я стала ловить сигналы с приглашением в диалог и дать оценку происходящему уже сейчас.
В общей динамике выделялись два человека, один был очень активным и старался вести беседу и резюмировать по-своему каждое решение, а второй старался подсветить все деструктивные движения, подшучивая и немного обидно комментируя активность первого. Еще двое за всю встречу не высказались ни разу.
Я призвала сделать стоп-кадр в обсуждении и прокомментировала с помощью участников поведение каждого с точки зрения их возможности и желания быть полезным в происходящем, их личных целей, прокомментировала природу некоторых привычных явных и скрытых манипулятивных схем, которые использовали участники, помогающих и не помогающих сегодняшней встрече.
Родился вопрос для каждого к себе: «Я сейчас помогаю или мешаю достижению цели встречи? Как еще я могу помогать?»
С этими двумя вопросами продолжили встречу. Молчавшие стали активнее, шумевшие стали тише, динамика пошла в лучшую сторону.
При подведении итогов встречи, можно было и не задавать вопрос: нужны ли команде правила, которые помогут на следующей встрече быть продуктивнее? Но я его задала, для демонстрации уважения ко времени присутствующих и письменной фиксации, что усиливает ответственность за принятые решения. Важнее был вопрос: все ли согласны с такими правилами?
В итоге мы справились за три командные встречи. На второй потренировались выполнять правила и роли, на третьей зафиксировали и оценили прогресс – команда сократила длительность встреч в 5 раз и оценила их полезность на 8 из 10, аргументируя шаги, которые еще предстоит сделать самим.
Что стоит сделать для внедрения новых регламентов, подходов в работе команды:1. Создать ясность касательно действий в новых условиях (письменно оформить и проговорить устно). Что конкретно теперь делаем иначе?
2. Создать условия для диалога. Убрать имеющиеся конфликты, чувство несправедливости, все элементы, мешающие диалогу.
3. Представить команде условия диалога:
- высказываться лаконично, с уважением ко времени команды,
- в своих формулировках уважать мнение других,
- помогать друг другу быть убедительным для команды,
- держать в фокусе позицию – то, что происходит, помогает команде или мешает?
4. Представить команде и демонстрировать самому, как модератору, вовлекая других законы обратной связи:
- лаконично,
- своевременно,
- отмечая позитивное,
- о негативном в форме вопроса: «то, что ты сейчас сказал, помогает нам?», «разреши мне поднимать красную карточку, когда ты будешь проявлять токсичность?»
5. Держать в фокусе мотивацию команды – какие преимущества получает вся команда и каждый в ней, принимая новые условия. Создавать короткие диалоги об этом.
Проведите три встречи для обсуждения новых регламентов и принципов работы с использованием рекомендаций этих 5 пунктов.
Ваши диалоги о работе в команде стали более живыми и вдохновляющими. Повысилась вовлеченность и исполнительность.
Отследите, с какими сложностями столкнулись, в каких проявлениях отследили прогресс?
Подписавшись на нашу рассылку, вы получите больше информации.
Сорокина Ирина,
CEO НРТС
https://high-performance-team.ru